POWER Пауэр-метал (power-metal) - одна из разновидностей металла, появившаяся во второй половине 80-х (термин происходит от англ. Power chord – "квинта") Одно время термин существовал по отношению к американским командам типа MANOWAR, ранней METALLICA, TESTAMENT, PANTERA. Это направление однако, не получило обширного развития и угасло со временем, а в наши дни под термином "пауэр-метал" обычно понимают созданное HELLOWEEN направление.
Родоначальником пауэра считается вышеупомянутый HELLOWEEN (Германия), выпустивший в 1987-1988 гг. двойной альбом "Keeper of the Seven Keys", ставший без сомнения краеугольным камнем в развитии жанра. В числе ветеранов следует назвать также RUNNING WILD, RAGE, GAMMA RAY, SCANNER, CHROMING ROSE, BLIND GUARDIAN и др. И с тех пор европейский пауэр широко распространился и стал популярным по всему континенту так же, насколько он был непопулярен в США. Пауэр-метал в том виде, в котором его создали Helloween, можно назвать достаточно оптимистичной и жизнеутверждающей музыкой (иногда данную тенденцию называют "happy metal" — "счастливый метал"), но многие команды имели более мрачный, эпический саунд (BLIND GUARDIAN, ).
Пауэр-метал стал логическим продолжением идей классик-хард-рока (DEEP PURPLE, URIAH HEEP, RAINBOW), глэма и хард-н-арта (SLADE, SWEET, QUEEN, RUSH) и, конечно, британского хэви-метал (JUDAS PRIEST, IRON MAIDEN и др.). Непосредственным предшественником стиля в середине 80-х стал спид-метал, с которым в начале своей карьеры экспериментировали родоначальники пауэра - немецкие HELLOWEEN, RAGE, а позже и их последователи BLIND GUARDIAN. Границы между этим подстилем и пауэр-металом достаточно размыты, иногда даже используется термин спид-пауэр-метал, многие группы, начав с хэви и спида, перешли впоследствии к пауэру (BLIND GUARDIAN, RAGE, GRAVE DIGGER, RUNNING WILD).
Развив тенденции, идущие от британского хэви, пауэр смодулировал не в сторону агрессии, брутальности и депрессивности трэша, а в сторону более светлой образности, героики, эпичности, даже "сказочности". Здесь получили распространение исторические, мифологические, мистико-религиозные, фэнтэзи-темы и сюжеты, прижился жанр "концептуального альбома", моно-рок-оперы (BLIND GUARDIAN, AVANTASIA).
Музыкальный язык пауэр-метала далеко отошел от блюза и рок-н-ролла. Характеризуется более высокой скоростью исполнения, чем "классический" хэви-метал, но также большей мелодичностью, чем спид-метал, базируется на мощном, эпическом звуке, обычно на высоких скоростях и легко запоминающимися мелодиях, высоким техническим мастерством и отточенной манерой интонирования (две ритм/соло-гитары), "частой" ритмической сеткой (постоянный поток шестнадцатых нот двух бочек и акцент малого барабана на каждую слабую долю). Саунд при этом оказался несколько "приглаженным", смягченным, но и более разнообразным (широкое использование синтезаторов, "хорового" бэк-вокала, иногда даже "живых" акустических тембров). Не случайно Германия стала родиной пауэра, учитывая сильную связь пауэра с австронемецкой "классической" музыкальной школой. На творчество германских пауэр-металлистов сильно повлияла музыка великих немецких композиторов, особенно "Оды к радости" Бетховена и вагнеровских лейтмотивов из "Кольца Нибелунгов", а также произведения Грига и Мусоргского. Склонность к псевдо-классическим аранжировкам произведений характерна для большинства пауэр-металлических групп. Также можно отметить и влияние камерно-вокальной лирики эпохи романтизма (Шуберт, Шуман). С другой стороны, ощущалось воздействие европейских национальных песенно-танцевальных традиций, что было обусловлено удобством исполнения "попевочных" оборотов на гитаре, особенностями ритмики пауэра, воспринимающейся в отдельных случаях как "плясовая". Однако песенная структура композиций остается неотъемлемой частью творчества пауэр-металлических команд, что сильно облегчает восприятие этого жанра и многие годы удерживает его в высшей лиге металлической сцены.