Venom удалось найти золотую середину, в своих композициях музыканты смогли органично сочетать как виртуозность и традиции metal, так и энергетику панк-рока. Так же принято считать группу Venom, наравне с еще одной английской группой Raven, первопроходцами, заложившими фундамент такого популярного ныне стиля metal музыки как Thrash. На начало 80-х пришлась первая волна групп представительниц Black metal. Под влияние Venom попали такие популярные в будущем коллективы как Celtic Frost (тогда еще носившие имя Hellhammer), Sodom и, как это ни удивительно звучит, Running Wild, первый альбом которых нес в себе не меньше Black'а, чем любой альбом столпа жанра в лице Venom. С середины 80-х Black получил новый импульс своего развития, связанный с появлением на metal сцене еще одной легендарной группы стиля, команды одного человека под названием Bathory. Quorthon Seth, так звали этого человека, сделал не меньше чем его предтечи в лице Venom для становления и дальнейшего развития идей Black уже в его более современном виде. Первые альбомы Bathory были настоящим откровением для поклонников жанра и музыкальных обозревателей и открыли новую страницу в истории Black. Музыка, представленная на альбомах была самобытна, динамична, и наиболее приближена по скорости исполнения к Speed metal, с размытой структурой. На переднем плане лесопильный, заставляющий стынуть в жилах кровь, звук гитар с хаотичными соло и спонтанно возникающими риффами, интенсивными ударными и звуковыми эффектами, все эти элементы впоследствии стали характерными для продолжателей традиции Bathory в Black metal и положили начало развитию так называемого Extremal-Black metal. С тех самых пор Black получил не только чисто текстовую окраску, но и музыкальную, отличительной чертой, которой стали крайняя степень агрессивности, бескомпромиссность и ураганная скорость исполнения. Плюс ко всему, открытие, принадлежащее Bathory - вокал, получивший название скриминг, в своем экстремальном проявлении представляющий собой истерический визг. Среди продолжателей темных дел, затеянных Venom и Bathory, в 80-х, можно выделить следующие группы: итальянскую Bulldozer, норвежскую Mayhem и канадскую Blasphemy. Первых за то, что они на некоторое время заставили потесниться на олимпе Black самих Venom, вторых за их поистине кошмарные концертные выступления, а третьих за то, что они видимо были предвестниками волны тотального наступления экстремального Black, пришедшейся на начало 90-х годов, записав свой дебютник в 1990 году. Но в 80-х все же подавляющее большинство групп, представительниц Black направления, так и не смогли перешагнуть демо-уровень и в основном занимались концертной деятельностью. Очень многое изменилось с наступлением 90-х, мир просто захлестнули чернушные группы из Скандинавии. Такие имена как Impaled Nazarene, Immortal, Burzum, Marduk, Beherit и многие другие, заставили содрогнуться всю Европу, выплеснув такое количество богохульства, насилия и крови через свое творчество, что впору было объявлять новый крестовый поход или возрождать инквизицию.
Параллельно с группами экстремального толка стали появляться и более разноплановые и разнообразные в музыкальном аспекте группы, такие как Cradle of Filth, Dimmu Borgir, Emperor, Ancient, In The Woods.... Они вводили в свои музыкальные структуры обильные клавиши, использовали оркестровые аранжировки, что добавляло их музыке симфонизма, часто использовали женский вокал, так появился Sympho-Black. Не остались в стороне от творчества Black групп народные темы и мотивы, скандинавский эпос и средневековые мадригалы. На metal-сцене cтали появляться Folk-Black коллективы, такие как Evol, Finntroll и Falkenbach.
В заключение сделаем несколько выводов по поводу всего выше написанного. Итак, в настоящее время Black metal, в основном, развивается по двум направлениям. Первое, представляет собой особо экстремальную музыку, которая минимально аранжирована, прямолинейна и максимально агрессивна, второе представляет на суд слушателей более разнообразную и сложную музыку, в которой применяется более богатый инструментарий, находится место для качественных аранжировок и для экспериментов с ритмами и темпами.