Всё о холодном оружие - Страница 2 - Форум
Приветствую Вас, Гость · RSS Четверг, 02.05.2024, 05:31

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Форум » ОРУЖИЕ » Холодное оружие » Всё о холодном оружие
Всё о холодном оружие
peplДата: Среда, 03.10.2007, 09:34 | Сообщение # 16
Admin
Сообщений: 1122
Статус: Отсутствует
Hагината, нагамаки, бисэнто

Hагината известна в Японии как минимум с XI в. Тогда под этим оружием подразумевалось длинное лезвие длиной от 0,6 до 2,0 м, насаженное на рукоять длиной 1,2-1,5 м. В верхней трети лезвие слегка расширялось и изгибалось, но у самой рукояти кривизны не было вовсе или она была едва намечена. Работали нагинатой в то время на широких движениях, держа одну руку почти у самого лезвия. Древко нагинаты имело сечение овальной формы, а лезвие с односторонней заточкой, как и лезвие японского копья яри, обычно носили в ножнах или чехле.

Позднее, к XIV-XV вв., лезвие нагинаты несколько укоротилось и обрело современную форму. Сейчас классическая нагината имеет древко длиной 180 см, на которое крепится лезвие длиной 30-70 см (стандартным считается 60 см). Лезвие отделяется от древка кольцеобразной гардой, а иногда еще и металлическими поперечинами - прямыми или загнутыми кверху. Такие поперечины (яп. хадомэ) использовались и на копьях для парирования вражеских ударов. Лезвие нагинаты напоминает лезвие обыкновенного самурайского меча, иногда на такое древко насаживалось именно оно, но обычно лезвие нагинаты более тяжелое и более изогнутое.

Техника боя нагинатой требует очень хорошо разработанных кистей и запястий для выполнения самых разнообразных рубящих и режущих движений. Hагинатой можно описывать разнообразные круги и восьмерки, держа ее одной рукой и периодически подхватывая другой в различных местах для усиления удара; можно наносить фиксированные мощные удары, сходные по технике с подобными ударами в классическом кэндо. Руки свободно скользят по древку, и нагинатой можно выполнять выпускающие удары, активно перехватывать ее из руки в руку и даже переводить на обратный хват, что делало ее особенно эффективной в ближнем бою. Hадо помнить, что нагината тяжелее копья, лезвие ее больше, чем его наконечник, и поэтому в нагината-дзюцу большое внимание уделяется "ха-гаэси" - искусству быстрого вращения и перехватов оружия, позволяющему работать нагинатой с такой же скоростью, с какой работаю копьем. Hо несмотря на это, в позднем средневековье нагинату считали оружием скорее оборонительным, чем наступательным (ведь японским копьем тоже можно выполнять рубящие удары). Об этом, в частности, говорит и такой выдающийся теоретик и практик воинских искусств, как Миямото Мусаси, в своей "Книге пяти колец".

При этом активно использовался и второй конец, которым выполнялись и тычки, и отбивы, и рубящие удары. Работая вторым концом, легко отвлечь противника, пока он не раскроется, и ему можно будет нанести удар лезвием. Подрубить человеку ноги этим оружием или перерезать горло не представляло особого труда.

В Японии нагината была основным оружием, имеющим древко, и в раннее средневековье она практически затмевала собой копье. Когда же последнее все-таки стало основным древковым оружием, нагината осталась главным оружием женщин из самурайских родов и любимым оружием буддийских монахов-воинов "сохэй". Бэнкэй, один из легендарных героев японского эпоса и первый соратник полководца Минамото Есицунэ, происходивший из буддийских монахов, прекрасно владел этим видом оружия. Жены и дочери самураев уделяли тренировке с нагинатой столько же времени, сколько их мужья и братья мечу. Понятно, что женский вариант нагинаты был легче и короче. Современная спортивная нагината, применяемая в нагината-до, происходящая от этого варианта, имеет длину 195-210 см.

Приблизительно в XV-XVI вв. в Японии появляется "нагамаки". Это оружие было подобно ранним формам нагинаты и представляло собой древко длиной 90-120 см, на которое было насажено почти прямое лезвие длиной 90 см с односторонней заточкой, которую имеют все виды японского оружия, за исключением копья. Как и нагината, нагамки носился в чехле-ножнах. Древко его, которое в данном случае правильнее было бы назвать рукоятью, могло иметь такую же характерную обмотку, как рукоять самурайского меча. Этим оружием вооружались обычно воины, стоящие в первых рядах пехоты, "косившие" ими первые линии вражеского боевого порядка. Hо оружие это было не очень хорошо сбалансировано и употреблялось реже, особенно с появлением огнестрельного оружия.

Еще реже в Японии встречается "бисэнто", напоминающий китайские "большие мечи" без дополнительных элементов. Он больше нагинаты, и работают им достаточно широким хватом, используя оба конца и держа ведущую руку недалеко от гарды. Более активно, чем при работе нагинатой, в бою бисэнто применяется спинка клинка, которой выполняют не только отбивы и отводы, но и надавливание и контролирование. Бисэнто отличается от нагинаты и гораздо большим весом. Поэтому рубящие удары им в большой степени проносные, чем фиксированные, и наносятся со значительно большим размахом. Зато его удар может легко отрубить голову не только человеку, но и лошади, что сделать нагинатой сложнее. Большой вес "играет" и при толчковых, давящих ударах, когда большая масса оружия компенсирует невысокую скорость удара в ближнем бою...


 
peplДата: Среда, 03.10.2007, 09:37 | Сообщение # 17
Admin
Сообщений: 1122
Статус: Отсутствует
Сабля

Сабля (венгер. czablya, от szabni - резать), рубящее или рубяще-колющее оружие.

Состоит из клинка, эфеса и ножен. Клинок - кривой с лезвием на выгнутой стороне и обухом на вогнутой - имеет острие (иногда долы) и хвостовик для крепления эфеса. Сочетание кривизны клинка со значительным отдалением центра тяжести от эфеса увеличивает силу удара и площадь поражаемого пространства. Эта особенность сабли была наиболее эффективна при клинках из твердых сталей, обладавших большой упругостью и вязкостью.

Эфес имеет рукоять с темляком и крестовину с перекрестьем (восточные сабли) или иную гарду (европейские сабли). Ножны бывают деревянные, обтянутые кожей, сафьяном и бархатом или металлические (19 - 20 вв.), воронёные, хромированные и никелированные с наружной стороны.

Сабля появилась на Востоке и получила широкое распространение у кочевников Восточной Европы и Средней Азии в 7 - 8 вв. Сабля этого народа рубяще-колющая. В 14 в. на сабле появляется елмань. Сабля приобрела свойства преимущественно рубящего оружия. Наиболее характерными саблями этого типа были турецкая и персидская. У той и у другой прямая рукоять, крестовина с перекрестьем на эфесе, малая масса (без ножен 850 - 950 г, с ножнами - 1100 - 1250 г), большая кривизна клинка, длина клинка 750 - 850 мм, общая длина сабли 950-970 мм. В европейских армиях 18 - 19 вв. сабли имели клинки средней кривизны (45 - 65 мм), эфесы с громоздкими гардами в виде 1 - 3 дужек или чашеобразные, ножны с 19 в. обычно металлические. Общая длина достигала 1100 мм, длина клинка 900 мм, масса без ножен до 1100 г, масса с металлическими ножнами до 2300 г. В конце 19 в. кривизна уменьшается до 35 - 40 мм. и сабля вновь приобретает колюще-рубящие свойства.

На Кавказе распространено несколько видов сабель. Они украшаются и отчасти изготовляются по национальным, исторически сложившимся образцам, поэтому по орнаменту в большинстве случаев можно определить место их производства.

Легкая кавказская сабля имеет очень широкий короткий клинок слабой кривизны с долами и очень острым концом. Рукоять с черенком плоско-овального сечения, постепенно суживающимся к головке, которая делается в форме звериной головы с раскрытой пастью. Крестовина маленькая, иранского типа. Ножны деревянные, оклеены кожей, с прибором иранского образца.

Тяжелая кавказская сабля имеет широкий тяжелый длинный клинок, нередко с долами и елманью, массивную костяную или роговую рукоять с набалдашником в форме птичьей головы и большой массивной крестовиной. Ножны большие, плоские с тяжелым прибором, у наконечника обычно делается гребень.

У обычной иранской сабли "шамшер" - узкий большой кривизны клинок плавного изгиба. Рукоять тонкая с небольшой крестовиной и головкой. Ножны деревянные, оклеены кожей. Прибор ножен обычно состоит из двух металлических обоймиц с кольцами и нередко наконечника.

Хевсурская сабля.

Хевсурские сабли в большинстве случаев относятся к типу легких кавказских сабель. Накладки на рукояти и ножнах и орнамент на них такие же, как и у хевсурских палашей.

Лёгкая армянская сабля.

Армянские сабли. В Армении были распространены легкие кавказские сабли, а так же иранские "шамшеры" с характерным геометрическим орнаментом на приборе рукояти и ножен. В центре орнамента расположены ромбовидная розетка, составленная из спирально извивающихся линий, и изображение животных (тигров или львов). Орнаменты исполняются обычно медной, серебряной или золотой таушировкой.

Азербайджанские сабли.

Делаются по типу легких кавказских и иранских "шамшеров". Обычно их металлический прибор украшается крупным густо расположенным растительно-цветочным орнаментом, исполненным золотой или серебренной насечкой. Особенностью этого орнамента является ярко выраженная стилизация его элементов и некоторая асимметричность.

Тяжелая азербайджанская сабля.

Но больше всего в Азербайджане были распространены тяжелые кавказские сабли, украшавшиеся обычно золотой или серебряной насечкой. В орнаменте сильны элементы мусульманского искусства: арочные мотивы, редкие сильно стилизованные лепестки на извивающихся ветках, заключенные в своеобразных картушах.

Дагестанская сабля.

В Дагестане были широко распространены легкие кавказские сабли с клинком иранского типа. Эти сабли, особенно изготовленные в Кубачах, отличаются исключительной пропорциональностью составных частей и большим изяществом форм и украшений. Кубачинские мастера в течение веков создали много технических приемов украшения своего оружия. Здесь простая и глубокая гравировка, чернь и позолота, канфарение и насечка, резьба и оброн, сочетание которых придает оружию богатый вид.

Киргизские сабли.

Наиболее древними из сохранившихся образцов оружия являются киргизские сабли, узкие, длинные, со штыкообразными концами, приспособленные для прокалывания сквозь кольца кольчуги. Рукояти этих сабель с очень короткой крестовиной оклеиваются обычно кожей акулы; тем же материалом оклеиваются ножны с левой стороны, правая сторона же оклеивается берестой. Оправа головок рукоятей и обоймиц на ножнах чаще всего серебряная с гравированным или черневым орнаментом.

В Средней Азии существовала национальная форма сабель с узким клинком небольшого изгиба и простой рукоятью, имеющей очень маленькую прямую крестовину и большую головку, немного отклоненную назад. Ножны деревянные, с характерными обоймицами и наконечником. Устье отсутствует. Эти сабли получили особенно большое распространение в Киргизии, поэтому их обычно и называют киргизскими.

В Средней Азии повсеместно распространены и сабли типа иранских "шамшеров". Обычно они получают конструктивную или декоративную доделку - своеобразный кожаный чехол на всю рукоять, что позволяет крепче держать такую саблю в руке. Отличаются эти сабли от собственно иранских и между собой главным образом художественным орнаментом, выполненным на их приборе путем гравировки, чеканки, тиснения, эмали, черни, позолоты, насечки в сочетании с цветными камнями и бирюзой.

Бухарские и хивинские сабли.

Наиболее характерным украшением среднеазиатского оружия остается бирюза и эмаль бирюзовых и синих цветов. В обработке рукоятей и ножен бухарского и хивинского оружия бирюза и эмаль используются особенно широко. Чеканное и штампованное серебро иногда сплошь покрывает рукояти и ножны среднеазиатского оружия. Клинки бухарских и хивинских сабель по форме очень близки к персидским. Портупеи украшаются массивными серебряными бляхами, также обычно с бирюзой.

Здесь при изготовлении сабель нередко использовались привозные персидские клинки. Но форма бухарских сабель - с небольшой елманью на узком клинке - местного происхождения. В украшении хивинских сабель и другого оружия преобладает массивное серебро с цветочным симметричным орнаментом, выполненным глубокой чеканкой. Клинки среднеазиатских шашек почти прямые с разложистым тупьем или обухом, рукояти массивные, утолщаются к головке. Некоторые виды больших среднеазиатских ножей повторяют форму шашек.

Бухарские сабли в Узбекистане чаще всего украшаются стилизованным растительным орнаментом, исполненным росписной или перегородчатой цветной эмалью.

Хивинская сабля.

Хивинские сабли украшаются чеканным серебром с растительно-цветочным крупным орнаментом в виде цветов яблони.

Таджикские сабли.

С массивными рукоятями определяются обычно по их ножнам, украшенным тонким серебром с асимметричным крупным цветочным орнаментом, нанесенным легкой, неглубокой чеканкой или тиснением. У таджикских сабель, кроме того, рукояти обычно сплошь обшивались кожей или замшей с такой же петлей для надевания на кисть руки. Ножны нередко обтягивались тканью вместо кожи. Ножны бухарских сабель обычно обтягивались черной кожей, рукояти делались из целого куска нефрита; бирюза, самоцветы и серебро применялись для украшения рукояти, ножен и портупеи.

Грузинские сабли (16 - 17 вв.).

В их монтировке широко применялась чеканная медь, гравированное или гладкое серебро - орнамент растительно-стилизованный, преимущественно состоящий из виноградных гроздьев. В 18 - 19 в. ножны грузинского боевого оружия - сабель, шашек, кинжалов - обычно оклеивались кожей или сафьяном, иногда бархатом. Некоторые грузинские сабли, 17 - 18 в. имели скорее парадное предназначение, нежели боевое. Рукояти этих сабель с замкнутой полукруглой головкой имели очень сильный наклон назад, и действовать ими при таком наклоне было неудобно. На ножнах такого оружия прикреплялась колоколобразная юбка из сафьяна или обтянутая бархатом. Прибор обычно делался из прорезного и чеканного серебра, иногда с позолотой.

Афганская сабля.

Афганские сабли по клинку не отличаются от иранских или индийских, на рукояти у них обычно делают стальными с большой крестовиной, концы которой загнуты вниз. В орнаментации их заметно скрещивающееся влияние соседних стран. Для украшения клинков и прибора рукоятей и ножен используют насечку, гравировку, оброн. В орнаменте сочетаются как восточные элементы - арки, цветки, лепестки, так и европейские растительные и декоративные - завитки, раковины, при этом среди орнамента часто изображаются так называемые военные трофеи или оружейная арматура.

Иранская сабля.

Иранские сабли представляют собой классический образец восточного оружия с длинным клинком. Клинки у них узкие, большой кривизны с плавным изгибом. Небольшая тонкая рукоять имеет маленькую головку и прямую длинную крестовину. Деревянные ножны обычно оклеиваются тисненой кожей, прибор их состоит из двух обоймиц и наконечника. Среди этих сабель встречаются сабли с клинком без елмани или сравнительно редко с небольшой елманью.

В кокандских саблях художественный растительный орнамент наносится обычно с помощью черни с гравировкой и позолотой.

Турецкая сабля.

В Турции известно несколько видов сабель.

а) сабли с тяжелым широким клинком с елманью, имеющим резкий изгиб. Рукоять у нею массивная костяная или роговая, утолщающеюся к большой отогнутой назад головке, крестовина длинная прямая. Ножны деревянные, в средней части оклеены кожей, с большим устьем, обоймицей, имеющей два кольца, и очень длинным наконечником. Для удобства вынимания клинка ножны имеют специальный вырез у устья;

б) облегченная сабля того же типа с клинком иранского образца, но с крутым изгибом;

в) легкая офицерская сабля второй половины 19 в. с небольшой рукоятью обычного типа и маленькой крестовиной с загнутыми в сторону клинка концами.

Персидская сабля.

Клинки из Персии имеют небольшую кривизну с плавным изгибом, они достаточно узкие. Небольшая тонкая рукоять имеет маленькую головку и прямую длинную крестовину. Деревянные ножны обычно оклеиваются тисненой кожей, прибор их состоит из двух обоимиц и наконечника.

На Руси сабля известна с 9 в., а с 14 в. стала господствующим видом оружия (в Западной Европе - с конца 16 в.). В 15 - 17 вв. сабли были вооружены воины русской поместной конницы, стрельцы, казаки. С 18 в. в европейских и русской армиях сабля состояла на вооружении личного состава легкой кавалерии и офицеров в других родах войск. В 1881 в русской армии сабля была заменена шашкой и сохранилась лишь в гвардии как парадное оружие, а также у некоторых категорий офицеров для ношения вне строя. В иностранных армиях сабля была на вооружении до конца 2-ой мировой войны, а после нее сабли стали использовать как парадное оружие.


 
peplДата: Среда, 03.10.2007, 09:38 | Сообщение # 18
Admin
Сообщений: 1122
Статус: Отсутствует
Тати, тачи (яп.) — длинный японский меч.

Он обычно длиннее и более изогнут, чем знаменитая катана (у большинства длина клинка свыше 2,5 сяку, то есть более 75 см; цука (рукоять) также была зачастую длиннее и несколько изогнута).
Тати (тачи), в отличие от катаны, не засовывался за оби (матерчатый пояс) лезвием вверх, а подвешивался на бедро в предназначенной для этого перевязи, лезвием вниз. Для защиты от повреждений доспехами ножны часто имели обмотку.

Это оружие послужило прототипом катаны.
Самураи носили катану как часть гражданской одежды, а тати — как часть военных доспехов.
В паре с тати были более обычны танто или айкути, чем относящийся к катане короткий меч вакидзаси.
Кроме того, богато украшенные тати применялись как парадное оружие при дворах сёгунов (князей) и императора.


 
peplДата: Среда, 03.10.2007, 09:39 | Сообщение # 19
Admin
Сообщений: 1122
Статус: Отсутствует
Шуан (Цзянь-гоу, Шуан-гоу)

Шуан - это вообще семейство парных вооружений.

Это и Цзянь-гоу Меч с элементом крюка, оружие професионала. Использовался как в одиночном, так и парном варианте. И пресловутый Шуан-го или шуан-гоу.

Цельнокованныый клинок до 75 см имеек характерный изгиб на конце в форме клюва сокола (описание из классического ушу), а на деле загнут в кольцо с образованием крюка на конце. Гарда или цуба отсутствует, заменена кованным кастетом напоминающим по форме секирки Юэ, с характерной формой наложенных друг на друга полумесяцев, закрывающим пальцы руки, или, при провороте клинка вдоль руки защищающий кисть.
Заточка идёт по всей длинне, исключая рукоять, обматываемую тканью, а реже кожей с обеих сторон, включая продолжение клинка за рукоятью.
Итак, штука хитрая... Как ей владеют?
Как известно любому, хотя бы раз державшиму в руках клинок, существует два типа ведения боя - наступательный, и оборонительный. Рассмотрим оба типа.

Первое - вы выступаете в роли обороняющегося. Противник уверенный в своих силах наносит удар сверху (сбоку, снизу вверх или любым другим, доступным ему способом). Вы, ловите клинок (копьё, топор, в идеальном случае запястье)на скрест ваших крюков и продолжая движение схлёстываете клинки и тянете их на себя.
Результат - древко копья оказывается пробитым носами крюков и задумчиво ломается, либо вылетает из руки. Клинок намертво блокируется и ломается (поскольку вы давите двумя плечами, а противник одним)либо также покидает гостеприимные руки вашего оппонента. Вы же закончив сей маневр просто разводите носы крюков как ножницыи вырываете их из древка. Случай, когда на клинок попадает рука я вообще не беру. Пробитое запястье сразу и напроч.

Второе - вы в роли обороняющегося. Противнику удалось зайти с боку (парад ин кварто левый (правый))угол не более 45 градусов, и намеревается укоротить вам жизнь своим оружием. Вы ( в отсутствии возможности увернуться) скольжением пропускаете клинок вдоль кромки вашего крюка и резко круговым движением (как вы помните в ушу концепция круга вообще поставлена во главу угла) ловите его в защеп и тянете вниз.
Результат:оружие противника оказывается зажатым и пока он с матом и песняками пытается выйти из клинча, который, к слову говоря диктуете вы, в силу того, что он давит уже на излёте, а вы на согнутой руке, что даёт простор движений, вы можете поменять позицию и сместится в более выгодное для вас положение. Также не следует забывать о том, что у вас остаётся одна свободная рука, коей у опонента не наблюдается, поскольку вы вынуждаете его бороться двумя руками, чтобы не потерять клинок.

Теперь рассмотрим случаи, когда помимо защиты вы наносите, или пытаетесь нанести противнику некоторые повреждения. Случай с перехватом кисти мы уже видели.

Смотрим: Вы опять же в роли обороняющегося (аналог случая один). Продёргивая проивника, а он в любом случае подастся вперёд когда вы его тянете, вы делаете встречное движение одновременно выставляя вперёд обе (или одну, чтобы не отпустить противника)тыльную сторону кисти. Оборотная сторона клинка находит цель там, где вы хотите, от горла, до, при падении на колено и протягивании клинка вниз стопы противника. Вторым вариантом может служить удар кастетной рукоятью с отпуском одного крюка по рёбрам (коленям, лицу, плечу) противника.
При захвате одним клинком (или по варианту переходе боя в борьбу с очень малой дистанцией) пропустив крюк за поражаемую зону (колено, спина, подмышка, запястье) вы резко тянете его на себя.
Результат: В случае удачи противник начинает дёргаться, как бабочка на булавке. При отсутствии режущей поверхности на прямом ударе, на обратном скольжении вы ловите его на крюк и мгновенно можете лишить подвижности, а то и убить при захвате за шею. Также весьма актуальны удары снизу вверх по основанию руки или зацепы по ногам. Как известно, почти любой нападающий старается давить сверху, дабы постараться увести вас в низкий, и почти не эффективный блок. Здесь же в случае невыгодного вам клинча вы либо, как я уже упоминал наносите удар шипом в основании крюка, либо, выводя руку вверх тыльной стороной, чем добиваетесь почти полностью закрытой груди и подцепляете опонента за подмышку или колено.
Кастетная рукоять, зацеп на конце, непосредственно клинок. В руках у нас оружие имеющее в принципе не одну, как у меча, а три поражающих кромки.
Такого эффекта можно добиться разве что имея в руках двухклинковый меч или нечто сходное. Но любое оружие, обладающее подобными свойствами имеет большой вес, который у крюка составляет не более 1 килограмма. Это даёт возможность свободно работать кистью, что и требуется для вышеизложенной техники боя.


 
Форум » ОРУЖИЕ » Холодное оружие » Всё о холодном оружие
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Поиск: